|
|
Книга пророка Исайи
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66
Глава
42
1 Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к которому
благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд;
2 не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на
улицах;
3 трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит; будет
производить суд по истине;
4 не ослабеет и не изнеможет, доколе на земле не утвердит суда, и на
закон Его будут уповать острова.
5 Так говорит Господь Бог, сотворивший небеса и пространство их,
распростерший землю с произведениями ее, дающий дыхание народу на ней и
дух ходящим по ней.
6 Я, Господь, призвал Тебя в правду, и буду держать Тебя за руку и
хранить Тебя, и поставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников,
7 чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключения и
сидящих во тьме - из темницы.
8 Я Господь, это - Мое имя, и не дам славы Моей иному и хвалы Моей
истуканам.
9 Вот, предсказанное прежде сбылось, и новое Я возвещу; прежде нежели
оно произойдет, Я возвещу вам.
10 Пойте Господу новую песнь, хвалу Ему от концов земли, вы, плавающие
по морю, и все, наполняющее его, острова и живущие на них.
11 Да возвысит голос пустыня и города ее, селения, где обитает Кидар; да
торжествуют живущие на скалах, да возглашают с вершин гор.
12 Да воздадут Господу славу, и хвалу Его да возвестят на островах.
13 Господь выйдет, как исполин, как муж браней возбудит ревность;
воззовет и поднимет воинский крик, и покажет Себя сильным против врагов
Своих.
14 Долго молчал Я, терпел, удерживался; теперь буду кричать, как
рождающая, буду разрушать и поглощать все;
15 опустошу горы и холмы, и всю траву их иссушу; и реки сделаю
островами, и осушу озера;
16 и поведу слепых дорогою, которой они не знают, неизвестными путями
буду вести их; мрак сделаю светом пред ними, и кривые пути - прямыми:
вот что Я сделаю для них и не оставлю их.
17 Тогда обратятся вспять и великим стыдом покроются надеющиеся на
идолов, говорящие истуканам: `вы наши боги'.
18 Слушайте, глухие, и смотрите, слепые, чтобы видеть.
19 Кто так слеп, как раб Мой, и глух, как вестник Мой, Мною посланный?
Кто так слеп, как возлюбленный, так слеп, как раб Господа?
20 Ты видел многое, но не замечал; уши были открыты, но не слышал.
21 Господу угодно было, ради правды Своей, возвеличить и прославить
закон.
22 Но это народ разоренный и разграбленный; все они связаны в
подземельях и сокрыты в темницах; сделались добычею, и нет избавителя;
ограблены, и никто не говорит: `отдай назад!'
23 Кто из вас приклонил к этому ухо, вникнул и выслушал это для
будущего?
24 Кто предал Иакова на разорение и Израиля грабителям? не Господь ли,
против Которого мы грешили? Не хотели они ходить путями Его и не слушали
закона Его.
25 И Он излил на них ярость гнева Своего и лютость войны: она окружила
их пламенем со всех сторон, но они не примечали; и горела у них, но они
не уразумели этого сердцем.
Общей
темой данной главы служит пророчество о явлении кроткого "Отрока
Господня", о цели Его пришествия и результатах Его деятельности. Вся
глава делится на три, приблизительно равных части.
1-9. В первой части излагается самое пророчество о явлении "Отрока",
определяется Его отношение к Богу, описывается Его внешний вид и
излагаются цели и задачи Его пришествия.
10-16. Вторая часть отзывается благодарственным гимном Богу за дарование
"Отрока", а затем изображает Его отношение к язычеству и иудейству.
18-26. Третья и последняя часть в довольно мрачных красках пророчески
рисует судьбу вероломного Израиля.
1-3. Явление возлюбленного "отрока Господня", его кроткий, смиренный
вид. 4-9. Цель и значение Его пришествия в мир. 10-12. Благодарственный
гимн Господу за такое Его благодеяние. 13-16. Господь - Бог отмститель и
преобразователь. 17-21. Посрамление язычников и снисхождение к Израилю.
22-25. Вероломство Израиля и наказание его Богом.
1 [В Славянском перевод c 70-и: Иаков отрок мой, восприиму и: Израиль
избранный мой, прият его душа моя, дах Дух Мой нань, суд языком
возвестит. Прим ред. ]
1-9. Предшествующая речь Господа (40-41 гл.) содержала в себе, главным
образом, возвещение близкого Суда Божия над различными народами, не
исключая и израильского. Новая речь, начинающаяся с данной главы,
преимущественно говорит о проявлении Божественной личности, имеющей
обильно излиться, после праведного суда, на все человечество.
Посредником и проводником этой милости выступает "Раб Всевышнего", в
котором, по удачному выражению одного экзегета (Orelli), как бы
"воплощен, известным образом, добрый гений всего богоизбранного народа".
Вот, Отрок Мой... избранный Мой, к которому благоволит душа Моя... LXX и
славян. текст имеют здесь вставки слов: "Иаков" (в самом начале) и
"Израиль" (перед словом избранный). Но еще Ориген и блаженный Иероним
протестовали против такой вставки; последний, между прочим, говорил:
"Иакова и Израиля" в настоящем отделе нет, что не поставил и евангелист
Матфей (12:18), который говорит об Иисусе Христе "Отрок Мой" - в
значении Сын Мой!
Но даже и независимо от подобной вставки, существует несколько
объяснений того, кого надо разуметь под избранным Отроком. Одни,
очевидно, основываясь на дополнительных терминах, видели здесь общее
указание на богоизбранный израильский народ, другие - вводили в него
некоторое ограничение, разумея не весь народ, а только его избранных
представителей т. е. праведников; третьи - относили это к одному лицу,
понимая под ним или Кира, царя персов, или самого пророка Исаию. Но
огромное большинство, как древнееврейских (халдейские парафрасты)
святоотеческих (Иоанн Златоуст, блаженный Иероним, Кирилл
Александрийский и др.), раввинских средневековых (Кимхи, Исаак
Абарбанель и др.), так и новейших экзегетов (Ochlei, Delitsch, Cheyne,
Orelli, Duhm, Dillmann etc.) видят здесь индивидуальное указание на Лицо
Мессии, в полном согласии с евангелистом Матфеем, относящим это место,
как известно, к Иисусу Христу (12:17-21 ст.).
Впрочем, наши ученые комментаторы дают опыт согласительного толкования
двух наиболее типичных экзегетических версий ("Израиль" и "Мессия"),
говоря так: "идея богоизбранного народа и идея Мессии, как
внешнеисторических факторов, имеют одинаковое содержание, и признаки
понятия "Иаков" и "Израиль" входят в число признаков понятия "Мессия".
Как израильский народ был рабом Божиим (Втор 6:13; 10:20; Ис 41:8-9;
44:1 и др.), так и исполнивший историческое призвание сего народа Мессия
был рабом Божиим (Зах 3:8; Флп 2:7; Деян 3:13), исполнителем воли Божией
(Пс 39:8-9; Евр 10:5-7), - но если израильский народ, в лице своих
руководителей, явился рабом, не исполнившим воли Господина своего (Мф
23:1-3; Рим 2:17-24), то истинный Мессия, Господь Иисус Христос, "приняв
образ раба, сделавшись подобным человекам... Себя, быв послушным даже до
смерти, и смерти крестной", и предвидя вкусить ее, в молитве к
Пославшему Его Отцу говорит: "Я прославил Тебя на земле, совершил дело,
которое Ты поручил Мне исполнить" (Ин 17:4 - Толк