|
|
Книга Бытия
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
Глава
49
1 И призвал Иаков сыновей своих и сказал: соберитесь, и я возвещу вам,
что будет с вами в грядущие дни;
2 сойдитесь и послушайте, сыны Иакова, послушайте Израиля, отца вашего.
3 Рувим, первенец мой! ты - крепость моя и начаток силы моей, верх
достоинства и верх могущества;
4 но ты бушевал, как вода, - не будешь преимуществовать, ибо ты взошел
на ложе отца твоего, ты осквернил постель мою, [на которую] взошел.
5 Симеон и Левий братья, орудия жестокости мечи их;
6 в совет их да не внидет душа моя, и к собранию их да не приобщится
слава моя, ибо они во гневе своем убили мужа и по прихоти своей
перерезали жилы тельца;
7 проклят гнев их, ибо жесток, и ярость их, ибо свирепа; разделю их в
Иакове и рассею их в Израиле.
8 Иуда! тебя восхвалят братья твои. Рука твоя на хребте врагов твоих;
поклонятся тебе сыны отца твоего.
9 Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег,
как лев и как львица: кто поднимет его?
10 Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не
приидет Примиритель, и Ему покорность народов.
11 Он привязывает к виноградной лозе осленка своего и к лозе лучшего
винограда сына ослицы своей; моет в вине одежду свою и в крови гроздов
одеяние свое;
12 блестящи очи [его] от вина, и белы зубы [его] от молока.
13 Завулон при береге морском будет жить и у пристани корабельной, и
предел его до Сидона.
14 Иссахар осел крепкий, лежащий между протоками вод;
15 и увидел он, что покой хорош, и что земля приятна: и преклонил плечи
свои для ношения бремени и стал работать в уплату дани.
16 Дан будет судить народ свой, как одно из колен Израиля;
17 Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так
что всадник его упадет назад.
18 На помощь твою надеюсь, Господи!
19 Гад, - толпа будет теснить его, но он оттеснит ее по пятам.
20 Для Асира - слишком тучен хлеб его, и он будет доставлять царские
яства.
21 Неффалим - теревинф рослый, распускающий прекрасные ветви.
22 Иосиф - отрасль плодоносного дерева, отрасль плодоносного дерева над
источником; ветви его простираются над стеною;
23 огорчали его, и стреляли и враждовали на него стрельцы,
24 но тверд остался лук его, и крепки мышцы рук его, от рук мощного Бога
Иаковлева. Оттуда Пастырь и твердыня Израилева,
25 от Бога отца твоего, Который и да поможет тебе, и от Всемогущего,
Который и да благословит тебя благословениями небесными свыше,
благословениями бездны, лежащей долу, благословениями сосцов и утробы,
26 благословениями отца твоего, которые превышают благословения гор
древних и приятности холмов вечных; да будут они на голове Иосифа и на
темени избранного между братьями своими.
27 Вениамин, хищный волк, утром будет есть ловитву и вечером будет
делить добычу.
28 Вот все двенадцать колен Израилевых; и вот что сказал им отец их; и
благословил их, и дал им благословение, каждому свое.
29 И заповедал он им и сказал им: я прилагаюсь к народу моему;
похороните меня с отцами моими в пещере, которая на поле Ефрона
Хеттеянина,
30 в пещере, которая на поле Махпела, что пред Мамре, в земле Ханаанской,
которую [пещеру] купил Авраам с полем у Ефрона Хеттеянина в
собственность для погребения;
31 там похоронили Авраама и Сарру, жену его; там похоронили Исаака и
Ревекку, жену его; и там похоронил я Лию;
32 это поле и пещера, которая на нем, куплена у сынов Хеттеевых.
33 И окончил Иаков завещание сыновьям своим, и положил ноги свои на
постель, и скончался, и приложился к народу своему.
Иаков
предрекает судьбу своих потомков.
1-2 В высоко-поэтической, боговдохновенной речи Иаков, минуя предстоящую
его потомству жизнь в Египте, пророчески рисует картину будущей жизни
каждого колена в Ханаане, причем в каждом случае выходит из
индивидуальных качеств того или другого сына своего и обстоятельств
жизни его, и затем переходит к будущности, то более близкой, то более
отдаленной, его поколения — к «последним дням» (acharith hajamim, ep
escatwn twn hmerwn; Vulg.. in diebus novissimis), что в отношении к
важнейшему пункту пророчества Иакова — пророчеству об Иуде означает «не
вообще будущее, но будущее завершительное, именно мессианское время
завершения всего» (Кейль). Конечно, первое время по поселении Израиля в
Ханаане и период судей образуют ближайшие пункты пророческого созерцания
Иакова, но пророческая перспектива его далеко не ограничивается этими
пределами, да и исторические черты означенного периода полны
символического значения по отношению к отдаленному будущему истории
спасения. Мессианский смысл выражению «в последние дни» принадлежит и
другим библейским пророчествам (Ис 2:2; Иер 30:24; Иез 38:16; Дан 10:14;
Ос 3:5; Мих 4:1; ср. Евр 1:1–2).
Вообще, в целом и многих частностях, пророчество Иакова является типом
патриархальных благословений, облеченных в вдохновенную и поэтическую
форму. Блаженный Феодорит на вопрос (вопр. на Быт 112): почему
говорится, что Иаков благословляет детей, когда некоторых проклинает? —
отвечает: «последние слова патриарха — не проклятия и не благословения,
но предсказания».
3-4 В ст. 3-м говорится о тех преимуществах, естественных и признаваемых
обычным древнееврейским правом, какие принадлежали Рувиму по рождению, —
говорится с целью показать, «что нет никакой пользы от преимуществ
природы, если они не сопровождаются совершенствами воли» (Иоанн
Златоуст, Бес. 47:7–16); как первенец Иакова, он — воплощение цельной,
неослабленной летами, силы отеческой (koach, LXX и Акила: iscuV mou;
Vulg.: fortitudo mea), силы девственной (подобно неистощенной силе
земли, 4:12). Это понятие восполняется затем синонимическим «начаток
силы моей» (reschit oni), как совершенно точно передано в русской Библии
и в каком смысле не раз в Библии употребляется это выражение, Втор
21:17; Пс 77:51; 104:36.
LXX передают ту же мысль, но более конкретно: arch teknwn (слав.:
«начало чад»). Акила (kefalaion luphV), Симмах (arch odunhV) и Вульгата
(principium doloris) в смысле болезни, страдания (как в 35:18), выражая
мысль, что Рувим осквернением ложа отца, первый из своих братьев
причинил горькую обиду и скорбь отцу. Но скорбь отцу первые причинили
Симеон и Левий — кровавой резней в Сихеме (гл. 34), здесь же, по
контексту речи по аналогии с Втор 21:17; Пс 77:51; 104:36, говорится о
преимуществах первородства.
Продолжая речь об этом, Иаков, далее, называет Рувима «верхом
достоинства и верхом могущества» (Vulg.: prior in donis, major in
imperiis; Акила: praestans dignitate, praestans fortitudine, LXX,
вероятно, иначе читали оригинальный текст, чем как в нынешнем, передав:
sklhroV feresqai kai sklhroV auqadhV); по объяснению Таргумов Онкелоса и
Ионафана, Мидрашей и блаженного Иеронима (ср. 1 Пар 5:1–2), этим
обозначены принадлежавшие Рувиму по праву первородства:
1) двойное наследство;
2) власть священства или достоинств первосвященства;
3) царская власть;
первое, вместо него, досталось Иосифу, второе — Левию, третье — Иуде.
В ст. 4 указывается причина лишения Рувима первородства с его
преимуществами: общее легкомыслие, безрассудство и самонадеянность (LXX:
exubrisaV) Рувима (для значения евр. pachaz, ср. Суд 9:4; Иер 23:32), в
чем Рувим уподобляется бурливой воде (ср. Иов 24:13–18), и в особенности
— тяжкое оскорбление им имени отца осквернением его ложа (35:22); столь
глубоко оскорбил Иакова гнусный факт невоздержности Рувима, которому
впоследствии уподобился в этом столь же безрассудный Авессалом (2 Цар
16:22). «Не будешь преимуществовать» — это лишение прав первородства
давало себя знать во всей последующей истории колена Рувимова, никогда
не игравшего сколько-нибудь значительной роли в истории израильского
народа.
Уже Моисей в благословении своем колену Рувимову (Втор 33:6) молитвенно
желает ему лишь того, чтобы оно не вымерло. Девора обличает рувимлян в
безучастном отношении к общенародному бедствию порабощения и
освободительной войне (Суд 5:15–16). В последующее время колено Рувима
одно из первых исчезает из истории.
5-6 Симеона и Левия Иаков нарочито называет братьями и предрекает им
общую, одинаково неблагоприятную судьбу — вследствие сходства их
нравственного облика и образа действий, по одинаково активному участию
их в сихемском кровопролитии (гл. 34) и (по традиции) в продаже Иосифа
(37 гл.).
Произвольно и неосновательно Болен и др. видели здесь олицетворение
исторической жестокости обоих колен во время судей: история не знает
таких фактов; скорее это относилось бы к колену Вениаминову (Суд 20–21),
но о Вениамине (ст. 27) дается иное предсказание. Отсюда, а равно из
исторической судьбы колена Левина (ст. 7) видно, как неудачна попытка
некоторых новых библеистов понять все пророчество Иакова, как vaticinium
ex eventu, как искусственное приурочение исторических судеб колен
Израилевых к их родоначальникам, и отодвинуть редакцию пророчества во
времена Давида и Соломона.
Еврейское mecherotheihem передано в русской Библии «мечи их». Слово
mecherah — неизвестного значения, весьма неодинаково передаваемое
переводами. Принятое русское чтение — одно из более вероятных: здесь
еврейское слово сближается с греческим macaira. 6 ст.: о кровожадной
жестокости Симеона и Левия Иаков говорит с таким же отвращением, как и о
кровосмешении Рувима (ст. 4): душа Иакова (называемая далее его «славою»
как в Пс 7:6 и др. местах) не имела никакого общения в кровожадных
действиях Симеона и Рувима, которые при расправе в Сихеме не только
вырезали мужское население города, но истребили или изуродовали (через
перерезывание жил) скот сихемлян (ср. 2 Цар 8:4; Нав 11:6, 9; Vulg. — в
переносном см. suffoderunt murum).
7 «Но проклинает (патриарх) не самих Симеона и Левия, а лукавые их
страсти, гнев, ярость… Да и наказание их было только предречение»
(блаженный Феодорит отв. на вопр. 112).
Разделение колен Симеона и Левия и рассеяние их между другими коленами
было специфическим средством против преступного единомыслия их
родоначальников. Пророчество на обоих коленах исполнилось с точностью,
хотя неодинаковым образом, — во всем неблагоприятном значении только на
колене Симеона. Оно быстро уменьшилось в числе за 40 лет странствования
по пустыне, вскоре по выходе из Египта в нем было способных к войне 59
300 (Чис 1:23), а в конце означенного периода — лишь 22 000 (Чис 26:14).
В Ханаане оно получило удел свой не самостоятельно, а в пределах Иудина
колена (Нав 19:1, 9). Малозначительность его в общенародной жизни видна
уже из того, что в благословении Моисея (Втор 33) оно совсем не
упоминается. По иудейскому преданию, наибольшее число бедняков было в
колене Симеона (Berech. r. Р. 98, 485).
На колене Левиином первоначально также сбылось грозное слово патриарха:
оно не получило собственного удела при разделе Ханаана, а лишь 48
городов — в уделах разных колен (Нав 21 гл.). Но затем искреннее и
ревностное служение Богу представителей этого колена, (см. напр., Исх
32:26, 29) сделало его избранным и священным коленом служителей
Всевышнего при Его святилище (Чис 18:20–24 и др.): тогда проклятие
рассеяния превратилось в благословение священного служения —
учительства, богослужения и под. среди Израиля (Втор 32:9–11).
В последнем смысле «колено Левиино рассеяно по причине высокой чести,
чтобы в каждом колене жили левиты и жрецы, и все приобретали от них
пользу» (блаженный Феодорит). Возможно ли теперь, чтобы пророчество
Иакова о Левии, столь неблагоприятное для него и его колена, могло
произойти во времена Давида — Соломона, когда священное значение и
высокое служение, а равно богоизбранность Левина колена были
общепризнанны в Израиле? Появление в эти времена, вообще после Моисея,
предполагаемой сатиры на колено Левиино и на другие было абсолютно
немыслимо.
8-12 Рувим лишен первородства, Симеон и Левий — первородства и
самостоятельности, 4-й сын Иуда в лице своего потомства получает и
первое и последнее, вообще колено его — «царственное и из всех прочих
колен самое могущественное» (блаженный Феодорит).
В целом «благословение, данное Иуде, таинственно: оно предзнаменовало
все то, что относится ко Христу» (Иоанн Златоуст). Собственно
мессианский смысл имеет, по общему признанию толкователей, средняя часть
благословения Иуде — ст. 10; в двух предыдущих стихах (8 и 9) и 2-х
последующих (11 и 12) раскрываются исторические черты земного могущества
и благополучия Иудина колена, в которых, однако, можно усматривать и
отобраз или прообраз моментов мессианских. 8–9 ст.: Иуда (Иегуда), с
евр. = восхваленный (ср. слова Лии при рождении его, 29:35: «теперь-то я
восхвалю Господа»), станет предметом хвалы и прославления своих братьев.
По Мидрашу, это значит, что все колена Израилевы впоследствии будут
носить имя Иуды — будут называться иудеями. Славному имени Иуды
соответствовать будут его доблесть, мужество, могущество: сила в борьбе
с врагами и победе над ними, владычество над коленами Израилевыми (сыны
отца, а не матери, как в 27:29: все родоначальники колен Израилевых, от
всех 4 жен Иакова). И не в войне только страшно будет врагам колено
Иудино: оно будет внушать всем страх почтения и в состоянии глубокого
мира: как львенок, лев и особенно львица даже и спящая внушают человеку
особый страх, так, подобно царю зверей, Иудино колено в разные эпохи
истории по поселении в Ханаане было грозно хищническим племенам,
окружавшим Израиля в Палестине.
Если во всей полноте развилось это могущество Иудина колена при Давиде,
то уже и в пустыне оно было во главе всех колен (Чис 2:3), и первое же
начало завоевание Ханаана (Суд 1:1–8). Гербом своим на военном знамени
Иудино колено имело изображение льва. Во всей силе сравнение патриарха
осуществилось в смерти Господа: «как лев и спящий страшен, так владычная
смерть сделалась страшною и смерти, и диаволу… И слова: кто возбудит
его? показывают неизреченное Его могущество. Ибо сам Себя воскресил…»
(блаж. Феодорит, ср. Иоанн Златоуст, 718).
В первой половине ст. 10 колену или потомству Иудину в двух
синонимических выражениях обещается верховная власть в Израиле —
правительственная (schebet; LXX: arcwn, русск.: скипетр, ср. Чис 24:17;
Ис 14:5; Зах 10:11) и законодательная, а также военная (mechoqeq; LXX:
hgoumenoV; Vulg.: dux; слав.: вождь). Затем указывается предел этого
господства — в смысле прекращения его или идеального завершения — в
словах: ad ki jabo Schiloh, весьма неодинаково понимаемых толкователями
всех времен и направлений.
Преобладающее толкование — и по древности, и по авторитетности его
представителей, и по контексту идей и событий истории спасения —
мессианское. Все различия в понимании приведенного выражения сводятся к
неодинаковому толкованию слова Sсhiloh.
Из не мессианских толкований можно упомянуть то, которое видит в
последнем имя города Ефремова колена — Силома (евр. Schiloh, напр. Нав
16:6; 18:1 и др., или schilo — Суд 21:21 и др.), где по завоевании
Ханаана поставлена была скиния, и всю фразу передает: «пока не придут в
Силом» — смысл очень ограничительный: гегемония Иуды была бы очень
кратковременна, да и значение прихода евреев в Силом — проблематично.
Пророчески мессианское толкование, господствовавшее в иудейской
синагоге, в древней христианской церкви и в ученом христианском
богословии средневекового и нового периодов, представляет несколько
видоизменений по различному пониманию Shiloh, при чем во всяком случае
удерживается идея нового мессианского порядка жизни. Понимают Schiloh
именно как абстрактное вместо конкретного — примиритель, князь мира
(LXX: apokeimena autw; Акила: w apoceitai) или — прямо как конкретное:
«сын его» (р. Кимхи); qui mitteudus est (Vulg.) и пр.
В Талмуде и Мидрашах Шило — одно из имен Мессии. Конец стиха «Ему
покорность народов» всеми толкователями относится к Мессии, как затем
весь стих 10, и, наконец, все пророчество об Иуде. «Это самый ясный
признак пришествия Господа», — говорит блаженный Феодорит о словах ст.
10, — у иудеев оскудели не только цари, но и архиереи и пророки, в
доказательство исполнения сего предсказания. Когда надлежало родиться
Спасителю нашему, возобладали Иудеями цари иноплеменные, а сим указан
Царь вечный — «чаяние языков» (отв. на вопр. 112).
«Дотоле Иудейские и князья из Иудеев будут продолжаться, пока придет Он»
(Иоанн Златоуст, 718). Ст. 11–12 рисуют картину богатства территории
колена Иудина произведениями земледелия и скотоводства: чрезвычайное
обилие винограда (в том числе лучшего его сорта, т. н. сорек) и обилие
стад и молока. Мидраши, Таргумы, святой Иоанн Златоуст, блаженный
Феодорит придают и этим чертам мессианский смысл, для чего пророческие
изображения (напр., Иоил 2:22) мессианских времен дают некоторое
основание.
13-15 О судьбе племен двух последних сынов Иакова от Лии: Завулона и
Иссахара (о младшем брате говорится почему-то раньше).
Завулонову колену обещается приморское (между Галилейским и Средиземным
морями) положение, как источник его богатств (Втор 33:19); предел его
назначается на западе до Сидона (о Тире не упомянуто: он возник
значительно позже, ок. 1200 г. до Р. Хр., — доказательство древности
пророчества). Никогда не достигая указанной границы (Нав 19:10 и д.),
колено Завулоново жило главным образом участием в международной
торговле.
Колену Иссахара обещается плодородная область, удобная для земледелия и
скотоводства: эмблема его — крепкий осел, лежащий посреди загонов
(таково более точное значение еврейского mischpetaim, русск.: протоке
вод, слав.: пределы) — сравнение, ничего обидного не заключающее
(восточный осел красивее европейского), но все же характеризующее
излишнюю привязанность колена Иссахара к земледелию и скотоводству,
полную апатию его к военной и политической деятельности, его
предпочтение рабства войне. Подробное описание области обоих колен дает
Иосиф Флавий (Иуд. война, кн. III гл. 3, §§ 1–2).
16-18 Колену Дана, сына Иакова от наложницы, усвояется равное право с
племенами сыновей от Лии и Рахили (то же имеет силу о Гадовом, Асировом
и Неффалимовом): оно будет судить (jaden — намек на значение Dan), т. е.
управляться самостоятельно и даже влиять на жизнь др. колен, подобно
всякому др. колену.
Таргум Онкел., Мидраш и мн. древние и новые толкователи видят здесь
указание на данитянина Самсона. Врагов своих колено Даново будет
побеждать не столько в открытой борьбе (как Иудино, олицетворяемое в
образе льва), сколько тайными засадами и вообще хитростью — свойствами,
отличающими в животном царстве змей: «Дан будет змеем и аспидом» (ст.
17). Эти непривлекательные черты племени Данова, исторические данные для
пояснения которых с точностью не могут быть указаны (Таргумы и Мидр.
относили эти качества к Самсону, др. толкователи к данитянам,
захватившем Лаис, Суд 18), и неупоминание о колене Дана в Апокалипсисе в
речи о запечатленных в каждом колене Израилевом (гл. 2) дали основание
для предположения многих святых отцов и учителей Церкви, что из колена
Данова произойдет антихрист. По мнению блаженного Феодорита, «Дух Божий,
предрекший через патриарха о Спасителе нашем, в сем предречении говорит
и об антихристе» (отв. на вопр. 112).
Молитвенное воззвание Иакова в ст. 18 имеет или частное отношение к
пророчеству о Дане — скорбя о будущем отпадении данитян от веры и
благочестия, Иаков поручает их заступлению Божию, или ко всем вообще
коленам — с мыслью низвести на них благословение Божье. Восклицание это
образует переход от первой группы, в которой главная и центральная
фигура — Иуда и его колено, ко второй, где главное значение принадлежит
потомству Иосифа, и заключает в себе моление о взаимном мире племен Иуды
и Иосифа. Может быть, воззвание это — просто молитвенный вздох
умирающего патриарха.
19 19, 20 и 21, содержащие пророчества о Гаде, Асире и Неффалиме,
образуют введение к пророчеству об Иосифе. Гад, изображение боевого
положения которого связывается здесь с этимологией его имени (иной в
сравн. с 30:11), обитавшей в Галааде, подвергался постоянным набегам
арабских кочевых племен (Суд 10:7–8; 1 Пар 5:18–19 и др.), но их дикие
орды всегда находили с его стороны готовый отпор, хотя бы только в виде
партизанских преследований («по пятам»). Иеффай был гадитянин (Суд
11:1).
20 Асиру обещается чрезвычайное плодородие почвы, обилие хлеба и
пряностей, которые будут в употреблении и для царского стола (ср. Втор
33:24–25). Действительно, территория Асира между Кармилом и Ливаном на
границе с Финикией была плодоноснейшей в Палестине местностью, и
произведения ее доставлялись ко двору царей израильских и финикийских.
21 Обычное чтение еврейского масоретского текста и переводов: «Неффалим
— стройная лань; он говорит прекрасные изречения» (Акила: ElafoV
apestalmenoV o didouV callonhn), в чем толкователи усматривают намек на
Варака из племени Неффалимова и вызванную его подвигами песнь Деворы
(Суд 4–5), в дальнейшем смысле — на начало евангельской проповеди в
земле Неффалима (Ис 9:1; Мф 4:15) — Галилее, откуда вышли и все
апостолы. По чтению LXX (принятому в слав. и русск.): stelecoV
aneimenon, epididouV en tw genhmati kalloV «теревинф рослый,
распускающей прекрасные ветви»; значение менее ясно, и (по блаженному
Феодориту «приращение потомства») сравнение может быть рассматриваемо
тогда, как переход к благословению Иосифа.
22-26 Если в величественном благословении Иуде говорило божество,
внушение Иакову, то теперь, в благословении любимца Иосифа, уже раз
благословенного им в лице сынов, проявляется привязанность сердца Иакова
к Иосифу. Особенно изящная форма, в которой выражено это благословение,
которым, однако, Иаков не возвышает Иосифа над Иудой и не уделяет
первому обещанных последнему высоких духовных благ, а блага главным
образом материальные, объясняется исключительным положением Иосифа между
братьями, как благодетеля их и «князя» (ст. 26). Иосиф здесь является:
1) плодоносным деревом (евр. porat — намек на имя Ефрем: повторение —
указание на 2 колена от Иосифа), простирающим свои ветви и над истиной —
над своими и чужими, евреями и египтянами (ст. 22),
2) при всех бедствиях (лично пережитых Иосифом и предстоящих его
коленам, особенно Манассиину, из которого, напр., был Гедеон)
несокрушимой твердыней, укрепляемой тем же пастырем-Богом, который с
Иаковом (48:15); по некоторым, здесь — пророчество об ефремлянине Иисусе
Навине;
3) любимцем отца, который преподает ему благословения: а) небесные
свыше, т. е. росу и дождь (ср. 27:28); б) благословения бездны — почвы,
орошаемой водами; в) благословения сосцов и утроб — обилие молока и
скота (ст. 25);
4) князем (nazir «коронованный») между братьями — лично и в потомстве
(дарственное Ефремово колено, ст. 26).
27 Вениаминову колену предрекается воинственность и некоторая дикость
нрава (доказательство — известный случай с левитом в Гиве, Суд 20). Из
него происходили Аод (Суд 3), Саул, впоследствии Апостол Павел.
28 Нарочито замечается, что обетования относятся и к потомству. Ст.
29–30, составляющие повторение (47:29–31) завещания Иосифу, сообщают
последнее распоряжение Иакова и смерть его.